центр открытых инноваций ГК "ростех"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Образовательные программы направлены на повышение квалификации специалистов в управлении инновационным развитием, в том числе на основе механизмов опережающего инновационного развития и технологического превосходства. В образовательные программы входят:
• Курс дополнительного профессионального образования «Управление инновационным развитием. Теория и практика. Новые механизмы опережающего инновационного развития»»
• Курс дополнительного профессионального образования по теме «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)»
• Магистратура по курсу «Инновационный менеджмент»
• Аспирантура
• Докторантура
Авторский курс дополнительного профессионального образования
«Управление инновационным развитием. Теория и практика. Новые механизмы опережающего инновационного развития»
72-часовой курс «Управление инновационным развитием. Теория и практика. Новые механизмы опережающего инновационного развития» предназначен для руководителей компаний крупного и малого бизнеса, вузов, научных организаций, инвестиционных механизмов, отраслевых и региональных органов власти, объектов инновационной инфраструктуры, преподавателей и научных работников.
Программа курса позволяет слушателям освоить теоретические и практические аспекты как общих процессов управления инновационным развитием, включая современные тенденции и стратегии, а также изучить формирующиеся новые механизмы опережающего инновационного развития. Курс предусматривает теоретическую подготовку и практические тренинги.
Преподаватели – теоретики и практики инновационной сферы, включая ученых, руководителей крупных и малых компаний, разработчиков, инвесторов, представителей органов власти и инфраструктуры, с опытом научной и преподавательской деятельности.
По запросам заказчика курс может сокращен или расширен.
Курс включает в себя следующие разделы, темы и тренинги:
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Что такое инновационная (постиндустриальная) экономика, чем она отличается от индустриальной. Инновационная составляющая ВВП страны, ее доля и темпы роста. Классификация инноваций, «Руководство ОСЛО». Инновационный процесс и жизненный цикл инноваций. Этапы развития инновационного проекта.
Основные тенденции и особенности развития современной мировой экономики, их характеристики, перспектива и влияние на изменения в бизнес-моделях и подходах к управлению инновациями. XXI век - век борьбы умов, идей и команд. Командный подход в инновационном развитии. Стратегии инновационного развития: «стратегия голубого океана», «открытые инновации», стратегии, основанные на монопольном положении продукта/услуги, формат бизнес-модели Остервальдера, управление компетенциями. Формирование и особенности развития новых глобальных рынков в научно-технической сфере – рынка технологических компетенций и рынка проблем и задач. Механизмы опережающего инновационного развития: уникальные технологические компетенции (УТК), центры глобального технологического превосходства и конкурентоспособности (ЦГТП, ЦГТК), запросы на внешние инновации (ЗВИ), ТРИЗ технологии для ускорения решения проблем и задач в процессах разработки, производства и эксплуатации технических систем. Разработка и вывод на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий – основа для завоевания рынка и занятия лидирующих позиций в мировой экономике. «Единороги» - быстрорастущие инновационные компании. «Черные лебеди» как глобальные вызовы, их влияние на развитие инноваций.
Инновации как фактор повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Конкуренция в инновационной сфере. Механизмы диверсификации. Диверсификация как основа устойчивого развития компаний крупных компаний.
Новые точки роста экономики, крупного и малого бизнеса, включая «сквозные», передовые производственные технологии, «тройная инновационная спираль», «брокеридж инноваций». Отечественные и зарубежные примеры новых механизмов инновационного развития и управления ими.
Тема 2. Национальная инновационная система (НИС)
НИС - составная часть национальной экономики. НИС, сбалансированная по субъектам, ресурсам и мерам регулирования, обеспечивает ускорение инновационного развития на основе разработки, производства и вывода на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий.
Составные элементы НИС - основные субъекты, включая команды разработчиков (изобретателей), УТК, ЦГТП, ЦГТК, команды управленцев, инвесторов, компании, потребителей, инфраструктуру, органы власти, и объекты, включая инновационную продукцию и технологии, законодательные акты, права на интеллектуальную собственность, проекты и программы, деньги и др.
Роли и функции субъектов и объектов НИС в развитии инновационной экономики, формы их взаимодействия. Кто непосредственно создает и развивает инновационную экономику. Государственное регулирование НИС, проблемы и возможные пути их решения. Подходы к оценке состояния НИС и выработке предложений по ее развитию в виде матриц анализа состояния, существующих практик регулирования и формирование мер регулирования, направленных на развитие субъектов и объектов НИС в целях создания глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий. Пример формирования (концепции) территориальной инновационной платформы, объединяющей и организующей субъектов НИС на ускорение инновационного развития на основе государственно – частного партнерства.
Тема 3. Модель «открытых инноваций»
Модель и механизмы «открытых инноваций», углубление сотрудничества компаний с разработчиками, вузами, малым инновационным бизнесом, инвесторами, механизмы и формы такого сотрудничества. Закупки инноваций по всему жизненному циклу инноваций. Изменения в процессах разработки, производства и продвижения на рынок продукции, рост объемов внешних закупок на уровнях НИОКР, комплектующих, продукции, технологий и компаний. Диверсификация деятельности компаний на основе развития механизмов «открытых инноваций». Формирование потока внешних инновационных проектов. Обзор опыта Корпорации «Ростех» по реализации пилотных проектов, включая конкурсы, «окно открытых инноваций», корпоративные венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы и акселераторы, и другие механизмы.
Тема 4. Механизмы опережающего инновационного развития и технологического превосходства. Теория и практика
Тема 4.1. Концепция опережающего инновационного развития и технологического превосходства ГК «Ростех».
Структура и содержание «Концепция опережающего инновационного
развития и технологического превосходства ГК «Ростех», включая исходные положения, термины и определения, цель, задачи, система управления реализацией Концепции, этапы и ожидаемые результаты, а также основные механизмы реализации в виде системы формирования облика (концептов) новых продуктов и технология на основе глобальных вызовов и прогнозов научно-технологического развития, управления уникальными технологическими компетенциями (центрами глобального превосходства и глобальной конкурентоспособности), запросами на внешние инновации (проблемы и задачи, решаемые внешними исполнителями в рамках кооперации), ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) практикой, обучением и сообществом.
Тема 4.2. Разработка и внедрение систем управления уникальными технологическими компетенциями (УТК)
Уникальные технологические (технические) компетенции и команды УТК как новые объекты и субъекты управления в инновационной сфере, нацеленные на разработку и вывод на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий. Развитие концепции ключевых компетенций компаний Г.Хамела и К.Прахалада. Понятия и определения. Типы технологических компетенций. Место и область применения УТК в процессах разработки, производства и развития новых технических систем. Управление УТК в крупных и малых компаниях, вузах, научных организациях и развитии территорий.
Методика выявления, декомпозиции и описания уникальных технологических компетенций. Уровни декомпозиции УТК. Практические примеры. Типовые ошибки. Рекомендуемые программные инструменты и интернет-платформы. Поиск новых направлений (рынков, потребителей) и формирование планов коммерциализации УТК, которые включают мероприятия по продвижению УТК на рынок путем публикаций, размещения информации об УТК в цифровых платформах, привлечения к работе по продвижению УТК брокеров, преподавателей и студентов профильных кафедр вузов и др. Практические примеры.
Формирование системы управления УТК (СУ УТК) на различных уровнях управления - компаний, вузов, научных организаций, территорий, отраслей. СУ УТК представляет собой совокупность бизнес-процессов, организационной структуры, функциональных обязанностей работников, ключевых показателей эффективности, системы принятия решений и комплекса методических рекомендаций по формированию, выявлению, декомпозиции, описанию и коммерциализации УТК в новых сферах применения (на новых рынках), а также подготовку и аттестацию специалистов по управлению УТК. Рекомендации по внутренней и внешней мотивации участников бизнес-процессов в рамках СУ УТК. УТК как основа формирования развития центров глобального технологического превосходства и конкурентоспособности.
Пилотные проекты по формированию СУ УТК в организациях. Результаты, проблемы, рекомендации.
Тренинг по выявлению, декомпозиции, описанию и формированию предложений по коммерциализации уникальных технологических компетенций (УТК) в организациях слушателей курса.
Ознакомление с форматом описания УТК. Практическая работа по выявлению, декомпозиции и описанию УТК посредством анкетирования и структурирования информации об УТК на примерах организаций слушателей курса. Порядок, содержание и результаты работ по выявлению и описанию УТК. Разработка предложений по коммерциализации УТК. Подготовка и представление презентаций УТК. Проведение консультаций в ходе выполнения тренинга.
Тема 4.3. Разработка и внедрение систем управления запросами на внешние инновации (технологическими запросами), поиску и привлечению необходимых исполнителей (внешних компетенций).
Запросы на внешние инновации (ЗВИ) как объекты и «владельцы» ЗВИ как субъекты управления в инновационной сфере. ЗВИ - инструмент решения научно-технических проблем и задач организаций на основе внешних компетенций в рамках модели открытых инноваций. Понятия и определения. Виды ЗВИ. Место и область применения ЗВИ в процессах разработки, производства, эксплуатации и утилизации технических систем. ЗВИ и уровни готовности технологий (УГТ).
Обзор методических подходов, связанных с постановкой и решением научно-технических проблем и задач (ПРиЗ), включая теории принятия решений, катастроф, ограничений, Problem Solving, Troubleshooting, ТРИЗ и других. Анализ практических подходов корпораций и других организаций по формулированию ПРиЗ и инструментам поиска решений и исполнителей по их решению, включая внешние НИОКР, брокеридж, ТРИЗ, цифровое проектирование и моделирование, и другие. Управление требованиями. Формирование технического задания. Центры компетенций по освоению новых продуктов/технологий.
Методические рекомендации по выявлению и описанию ЗВИ. Практические примеры. Типовые ошибки. Рекомендуемые интернет-платформы и инструменты для поиска исполнителей по решению ЗВИ.
Формирование системы управления ЗВИ (СУ ЗВИ) в компаниях, вузах, научных организациях, органах власти, территориях. СУ ЗВИ как совокупность бизнес-процессов, организационной структуры, функциональных обязанностей работников, ключевых показателей эффективности, системы принятия решений и комплекса методических рекомендаций по формированию, описанию ЗВИ, планированию и реализации планов по поиску решений и исполнителей по их решению, а также подготовку и аттестацию специалистов по управлению ЗВИ. Рекомендации по внутренней и внешней мотивации участников бизнес-процессов в рамках СУ ЗВИ.
Пилотные проекты по формированию СУ ЗВИ в организациях. Результаты, проблемы, рекомендации.
Тренинг по формированию ЗВИ и поиску решений
Практическая работа по формированию (описанию) научно-технических проблем и задач, имеющихся в организациях слушателей курса в виде запросов на внешние инновации (ЗВИ). Структура и формат описания ЗВИ. Выработка планов по поиску решений и исполнителей по решению ЗВИ на основе бизнес-процессов СУ ЗВИ, применение отдельных механизмов поиска, включая ТРИЗ инструменты, патентные исследования, анализ научно-технической информации с использованием глобальных информационных платформ (Elsevier, Springer Nature, Clarivate Analytics). Подготовка и представление публичных презентаций запросов. Проведение консультаций в ходе выполнения работ.
Тема 4.4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Особенности применения ТРИЗ для решения научно-технических проблем и задач в высокотехнологичных компаниях
ТРИЗ в мире. Опыт применения ТРИЗ практики в ТОР-500 мировых корпораций. Примеры эффективного использования ТРИЗ для решения проблем и задач, возникающих в процессах разработки, производства, эксплуатации и утилизации технических систем. Структура и функции ТРИЗ. Методология ТРИЗ и ее основные составляющие. Законы развития технических систем. Алгоритм решения изобретательских задач. Дорожные карты ТРИЗ проектов. Интеграция ТРИЗ специалистов и инструментов в бизнес-процессы компаний. Примеры выработанных и внедренных решений проблем и задач на основе применения ТРИЗ инструментов. Опыт ГК «Ростех» по ТРИЗ обучению сотрудников, внедрению и применению ТРИЗ практики, организации ТРИЗ сообщества в организациях Корпорации.
Пилотные проекты по формированию СУ ТРИЗ практикой и сообществом в организациях. Результаты, проблемы, рекомендации.
Тема 5. Инновационный и венчурный бизнес. Бизнес-модели инновационного бизнеса. Практика развития малого инновационного бизнеса (стартапы).
Технологическое лидерство и рыночное превосходства: механизмы достижения. Предпринимательство по Й.Шумпереру.
Мировые лидеры технологий. «Единороги» (Unicorns). Конкуренция в глобальном мире. Современные подходы к формированию конкурентных стратегий рыночного лидерства. Прорывные инновационные проекты. «Стратегия Голубого Океана (Blue Ocean Strategy)». Инновации как основа стратегического развития компаний. Перманентный Pivot стартапа на основе коммерциализации УТК. Государственная поддержка инновационного предпринимательства.
Принципы и особенности механизма венчурного инвестирования: бизнес-ангелы и венчурные фонды. Классические, кэптивные и корпоративные венчурные фонды.
Практика развития малого инновационного бизнеса. Разработка инновационной стратегии компании. Варианты коммерциализации (продажа прав на интеллектуальную собственность, построение инновационного бизнеса, венчурный бизнес и др.). Запуск и развитие технологического бизнеса, стартапа. Особенности технологического предпринимательства. Подходы к привлечению инвестиций в проект, десять вопросов инвестора к проекту, инновационная, коммерческая и инвестиционная привлекательность. Методики Lean Startup, Customer Development. Практические примеры, кейсы. Бизнес-модели инновационного бизнеса. Маркетинг инновационных проектов. Оценка рынка. Особенности формирования и развития малого инновационного бизнеса (стартапов) и возможности сотрудничества с крупными компаниями. Разработка бизнес-модели предприятия на основе шаблона А. Остервальдера.
Команда проекта. Цели команды и средства их достижения на каждой стадии развития инновационного проекта. Формат описания проектов. Бизнес-план инновационного проекта. Типовые ошибки коммерциализации, развития стартапа. Практика управления развитием инновационной компании (Project management, Agile, Risk management). Кейсы по формированию инновационных проектов на основе ключевых компетенций компании.
Практическая отработка принятия инвестиционных решений на основе информации о проекте. Пути повышения эффективности принятия инвестиционных решений на основе коллективного обсуждения проекта. Отработка навыков применения критериев оценки коммерческой и инвестиционной привлекательности инновационных проектов. Подготовки проекта к инвестированию (доведения до уровня инвестиционной привлекательности и формирования бизнес-предложения). Подготовка и проведение презентации инновационного проекта в целях привлечения инвесторов. Разработка и представление экспертного заключения.
Опыт отечественных и зарубежных компаний по управлению инновациями. Изменения организационной структуры и управленческих подходов на примерах мировых лидеров с участием в занятиях представителей корпораций. Слияние и поглощение компаний.
Тренинг. Формирование стратегической канвы (кривой ценности) инновационной компании на основе модели «Стратегия Голубого Океана».
Тренинг. Оценка существующей и формирование новой бизнес-модели компании на основе шаблона А. Остервальдера.
Тренинг. Оценка и отбор проекта венчурным инвестором. Практическая отработка принятия инвестиционных решений на основе коллективного обсуждения информации об инновационном проекте на основе применения критериев оценки их коммерческой и инвестиционной привлекательности. Разработка и представление экспертного заключения. Подготовка проекта к инвестированию (доведения до инвестиционного уровня и формирования бизнес-предложения). Подготовка и проведение презентации инновационного проекта в целях привлечения инвесторов.
Практикум. Презентации профильных для организации-заказчика инновационных проектов (стартапы, вузы), включая проекты фонда Сколково, технопарков, бизнес инкубаторов.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГ РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ
«РОСТЕХ»
Нормативно-методическая база по вопросам разработки (актуализации), утверждения, реализации и оценки качества ПИР госкомпаний. Порядок согласования проектов ПИР. Формы и методы мониторинга реализации ПИР. Система показателей эффективности инновационной деятельности.
Порядок экспертизы ПИР и отчетов о реализации ПИР. Примеры экспертной оценки качества ПИР компаний с государственным участием.
Трехуровневая система управления инновационным развитием: корпорация – холдинговые компании – организации, включая изучение бизнес-процессов. Место ПИР в системе стратегического развития Корпорации. Прогноз научно-технологического и инновационного развития. Опыт разработки и реализации ПИР Корпорации в 2011-2025 годах.
Актуализированные ПИР холдинговых компаний и ПИР Корпорации. Мероприятия по повышению эффективности инновационной деятельности.
Тема 7. Пилотные проекты Государственной корпорации «Ростех».
Практика формирования и реализации в Корпорации «Ростех» пилотных проектов. Рассмотрение и обсуждение результатов реализации пилотных проектов, включая:
• Центр открытых инноваций и "окно открытых инноваций" ГК «Ростех»;
• Внедрение ТРИЗ практики и обучения в организациях Корпорации, деятельность ТРИЗ-Центра ГК «Ростех», Пилотный проект холдинга «ОДК» по формированию СУ ТРИЗ практикой и сообществом;
• Формирование системы опережающего инновационного развития Корпорации на основе управления УТК, ЗВИ, ТРИЗ практикой;
• Формирование системы управления уникальными технологическими компетенциями и развитие системы мотивации
• инновационной активности сотрудников. Пилотный проект холдинга «Швабе»;
• Формирование системы управления запросами на внешние инновации, развитие центра компетенций по аддитивным технологиям, внедрение концепции «умной фабрики». Пилотные проекты холдинга «ОДК»
• Опыт сотрудничества малых инновационных компаний, вузов с организациями Корпорации на конкретных примерах, многообразие форм такого взаимодействия
• Применение современных информационно-аналитических ресурсов и источников научно- технической информации компании «Elsevier (Scopus, SciVal, ScienceDirect) для повышения эффективности НИОКР, создания инновационной продукции и технологий. Опыт «ОДК» и «Швабе»;
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИКА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК КОРПОРАЦИИ
Правила оценки эффективности инновационного проекта. Учет неопределенностей при оценке эффективности. Критерии оценки эффективности НИОКР. Разработка требований технического задания. Заказные и капитализируемые НИОКР. Результаты капитализируемых НИОКР. Оценка технико-экономической эффективности проектов НИОКР. Результаты НИОКР. Методика оценки результативности НИОКР.
Современная концепция риска. Виды рисков. Концепция управления рисками. Планирование управления рисками. Оценка рисков инновационных проектов (выявление и анализ рисков). Обращение с рисками. Мониторинг и документирование рисков. Способы снижения рисков.
Тренинг. Участие слушателей в проведении экспертной оценки технико-экономической эффективности инновационных проектов на основе системы динамических и статических показателей. Анализ рисков инновационных проектов. Результативность НИОКР. Практическая работа, по оценке эффективности инновационного проекта. Рассмотрение слушателями курса конкретных бизнес-планов инновационных проектов. Обоснование показателей эффективности.
Опыт команды
• 72-часовой курс ДПО по теме «Управление инновационным развитием компаний», в рамках которого обучено свыше 1500 чел. (2014-2023), включая сотрудников государственных компаний «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Объединенная судостроительная корпорация», РЖД и других, Минобороны РФ, ряда вузов (МФТИ, МГИМО, Рос НОУ, Севастопольский ГУ, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МИРЭА и других), федеральных и региональных органов власти и институтов развития, малых инновационных компаний;
• 2-х летние магистерские программы по теме «Инновационный менеджмент», в рамках которых прошли обучение более 100 чел. (2015-2023);
• Аспирантура и докторантура по инновационной тематике, ежегодно 2-3 аспиранта
• 72-часовой курс ДПО по теме «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» по международным стандартам 1-3 уровней. В период 2018-2023 годов ТРИЗ обучение прошли более 3600 сотрудников организаций ГК «Ростех», в том числе около 2200 чел. по 1му уровню, почти 1000 чел. по 2му уровню и более 400 чел. по 3му уровню;
• 40-часовой курс-тренинг «Практика развития малого инновационного бизнеса. Венчурное и бизнес-ангельское инвестирование» (по линии программы региональных сессий практического консалтинга АО «РВК» и Национального содружества бизнес-ангелов «СБАР»), в рамках которого обучено свыше 2000 представителей малого инновационного бизнеса, инвесторов (бизнес-ангелы и венчурные фонды), вузов, научных организаций и инфраструктуры, органов власти в ходе более 50 семинаров в 30 регионах России (2007-2013);
• Регулярные лекции, семинары, тренинги в компаниях, университетах, академиях, научных и других организациях в качестве приглашенных преподавателей, ежегодно около 40 занятий;
• Доклады и выступления на российских и зарубежных форумах, конференциях, круглых столах, посвященных инновационной тематике, ежегодно около 60 выступлений;
• Наставничество, консультирование представителей крупного и малого бизнеса, вузов, научных организаций и органов власти по вопросам стратегий инновационного развития, бизнес-моделей, механизмов опережающего инновационного развития, ежегодно около 40 консультаций, в том числе в рамках менторских программ фонда «Сколково», АО «РВК».
Публикационная активность, научные достижения.
В ходе проведения указанных курсов используется личный опыт преподавателей по бизнес-ангельскому, венчурному инвестированию, управлению инновационным развитием крупных и малых компаний в России и ряде зарубежных стран, включая Кремниевую долину (США), Бангалор (Индия), Шэньчжэнь, Шанхай (Китай) и др.
Сотрудниками центра сформировано новое научное и практическое направление по формированию механизмов опережающего инновационного развития и глобального технологического превосходства, обеспечивающих создание и продвижение на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий на основе формирования и развития систем управления уникальными технологическими компетенциями, центрами глобального превосходства и конкурентоспособности, проблемами и задачами, механизмами открытых инноваций, ТРИЗ практикой и обучением.
Сформулированы авторские определения новых терминов, представляющих собой новые объекты и субъекты управления в инновационной сфере. Разработана методика выявления, описания и коммерциализации уникальных технологических компетенций, определены источники их создания и жизненный цикл. Разработаны концепции систем управления уникальными технологическими компетенциями и запросами на внешние инновации, включая организационную структуру, новые бизнес-процессы, функционал, ключевые показатели эффективности и систему мотивации. Разработана и одобрена на заседании НТС ГК «Ростех» «Концепция опережающего инновационного развития и глобального технологического превосходства ГК «Ростех» как основы стратегии инновационного развития. Основные теоретические положения и практические результаты представлены в более чем 150 публикациях специалистов ЦОИ, включая книги, учебные пособия, статьи в России и за рубежом. Перечень некоторых публикаций, касающихся тематики образовательной и научной деятельности ЦОИ, прилагаются.
ТРИЗ обучение
ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач») возникла в середине XX века в СССР на основе трудов советского ученого и изобретателя Г.С. Альтшуллера (1926 – 1998).
ТРИЗ — это инженерная методология, которая заключается в научном подходе к изучению и применению средств и методов по выработке решений сложных научно-технических проблем и задач в процессах разработки, производства и эксплуатации технических систем. Уникальные инструменты и методы ТРИЗ позволяют резко повысить эффективность выработки решений практически всех видов инновационных задач.
ТРИЗ привносит в практику классификацию проблем и задач, новые термины, понятия: «изобретательская задача», «противоречие» и другие, новые инструменты анализа проблем и поиска решений, включая «функциональный анализ и синтез», «вепольный (вещество-поле) анализ», «разрешение противоречий», «анализ по S-кривой», «диверсионный» анализ» и другие, а также алгоритм применения ТРИЗ инструментов со сроками в ходе анализа проблем, поиска и проверки найденного решения, имеются средства поддержки и повышения эффективности на каждом промежуточном, внутреннем этапе, что позволяет планировать деятельность по поиску решения проблем и задач.
ТРИЗ классифицирует задачи на инженерные и изобретательские.
Как писал основатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, «Изобретательская задача – это такая техническая задача, которая содержит техническое противоречие, неразрешимое известными техническими средствами и знаниями, причем условия задачи исключают компромиссное решение. «Изобретательские» задачи часто путают с задачами техническими, инженерными, конструкторскими. Построить обычный дом, имея готовые чертежи и расчеты - задача техническая. Рассчитать обычный мост, пользуясь готовыми формулами - задача инженерная. Спроектировать удобный и дешевый автобус, найдя компромисс между «удобно» и «дешево» - задача конструкторская. При решении этих задач не приходится преодолевать противоречия. Задача становится изобретательской только в том случае, если для ее решения необходимо преодолеть противоречие».
«Трудная задача трудна по трем причинам: 1) сначала мы имеем дело не с задачей, а с изобретательской ситуацией - целым клубком задач, и нужно каким-то образом выделить из этого клубка единственно правильную задачу; 2) пытаясь решить задачу обычными (известными, привычными) путями, мы наталкиваемся на техническое противоречие, и нужно докопаться до спрятанного в его глубине физического противоречия; 3) чтобы устранить физическое противоречие, нужно найти подходящий технический прием или физический эффект».
ТРИЗ относится к новой «программной» компетенции, универсальной относительно исследуемых объектов.
Перечень ТРИЗ инструментов, которые используются при выработке решений для различных видов научно-технических и инновационных проектов представлены в нижеприведенной таблице (источник: материалы компании GEN TRIZ, мирового лидера в сфере ТРИЗ-консалтинга).
Вид проекта | Специфические ТРИЗ инструменты | |
Технологическое прогнозирование | Выявление Ключевых параметров ценности
Анализ развития по S-кривой Законы Развития Технических Систем Функционально-ориентированный поиск Параллельные линии эволюции Функциональный синтез | |
Разработка нового продукта или процесса | Выявление Ключевых параметров ценности Функциональный синтез
Функционально-ориентированный поиск (ФОП) Методики работы с предметными экспертами Патентные стратегии | |
Улучшение продукта/изделия или технологического процесса | Функциональный анализ
Потоковый анализ Причинно-следственный анализ Функционально-ориентированный поиск Разрешение противоречий Стандарты на развитие Технических систем Законы развития технических систем | |
Комплексная оценка технологии | Анализ по S-кривой
ТРИЗ Бенчмаркинг | |
Выявление смежных рынков / коммерциализация | Методики работы с предметными экспертами.
Обратный Функционально-ориентированный поиск | |
Анализ причины и ликвидация брака, дефектов в продукте, процессе, опытных образцах. | «Диверсионный» (инверсионный) анализ |
Образовательные программы, реализуемые на базе ТРИЗ-центра Центра открытых инноваций (ЦОИ) ГК «Ростех»
ТРИЗ обучение проводится по следующим программам:
2. 98-часовая программа дополнительного профессионального образования «Методы и практики современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для развития инженерного образования на базе международного стандарта для преподавателей и научно-технических специалистов вузов и научно-исследовательских организаций».
3. Специализированные курсы ТРИЗ обучения, формируемые на основе требований заказчиков.
1. 72-часовая программа дополнительного профессионального образования «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» по международным стандартам 1–3 уровней» для сотрудников корпораций и предприятий
1. Научно – исследовательская, инженерно-техническая, конструкторская и технологическая (включая главных конструкторов, инженеров и технологов);
2. Организация и управление инновационным развитием;
3. Управление НИОКР;
4. Коммерциализация разработок, выведение на рынок новых продуктов и/или компаний (стартапы, спинофы);
5. Разработка новых продуктов и процессов;
6. Улучшение существующих процессов и продуктов;
7. Импортозамещение, диверсификация и организация выпуска гражданской продукции
8. Технологическое и бизнес – прогнозирование;
9. Экспертиза и комплексная оценка технологий;
10. Снижение брака, производственных потерь, повышение качества продуктов и процессов.
Цель программы - повысить квалификацию специалистов организаций ГК «Ростех», а также специалистов других предприятий, в плане освоения ими современных ТРИЗ компетенций в объеме 1, 2, и 3-го уровней по международным стандартам, дать целостное представление слушателям о целях, задачах, функциях, методах, инструментах ТРИЗ как передовой методологии, позволяющей вырабатывать решения сложных проблем и задач в процессах разработки, производства и эксплуатации технических систем, а также проблем/задач в других сферах.
В ходе обучения слушатели осваивают лекционный материал, касающийся ТРИЗ методологии и инструментов, вырабатывают варианты решений учебных и практических проблем/задач на основе применения изученных ТРИЗ инструментов под руководством опытных преподавателей (ТРИЗ мастеров), проходят промежуточные и итоговый тесты.
Форма обучения: дистанционная, на основе платформы видеоконференцсвязи.
Преподаватели – сертифицированные специалисты по ТРИЗ, привлеченные для проведения лекций и практических семинаров, консультаций и сопровождения работы слушателя на всем протяжении учебного процесса, включая решение учебных практических проблем/задач.
Итоговые документы. Слушателям, успешно сдавшим тесты и решившим учебные задачи, выдается удостоверение вуза о повышении квалификации по курсу «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» соответствующего уровня.
Слушателям, успешно сдавшим тесты и решившим учебные задачи, а также практическую проблему/задачу своей организации дополнительно к удостоверению выдается Диплом отличника ТРИЗ обучения соответствующего уровня ТРИЗ центра ГК «Ростех».
Обязательным требованием к слушателям ТРИЗ обучения всех уровней является наличие практической, не решенной на момент начала курса проблемы/задачи своей организации, которую в ходе обучения слушатель попытается решить на основе применения изученных ТРИЗ инструментов с помощью преподавателей.
Итогом ТРИЗ обучения является формирование у слушателей комплекса знаний, умений и навыков применения ТРИЗ инструментов для выработки вариантов решений инновационных, производственно-технологических проблем и задач, возникающих в процессах разработки, производства и эксплуатации технических систем.
1.1 Программа ТРИЗ обучения «Методы и практики современной ТРИЗ по международным стандартам 1 уровня:
Тема 1. Введение в предмет. Методы активизации творческого мышления и генерации идей. История создания и развития ТРИЗ - 2 часа
Тема 2. Объекты, основные понятия, область и границы применения ТРИЗ - 2 часа
Тема 3. Функциональный и функционально-стоимостный анализ. «Свертывание» - 2 часа
Тема 4. Основы причинно-следственного анализа - 2 часа
Тема 5. Ресурсы и ресурсный анализ - 2 часа
Тема 6. Противоречия и приемы их устранения - 2 часа
Практические занятия (семинары): Разбор тестов промежуточных модулей, ответы на вопросы - 12 часов
Самостоятельная работа: Применение изученных ТРИЗ инструментов для выработки решений учебных и практических проблем/задач с участием преподавателей. Промежуточные тесты по пройденным тематикам. 47 часов
Итоговая аттестация: Итоговый тест по ТРИЗ обучению 1-го уровня - 1 час
По итогам ТРИЗ обучения 1-го уровня слушатель будет уметь:
1. Находить подсистемы и надсистемы заданного объекта;
2. Формулировать главную функцию объекта;
3. Составлять функциональную модель заданного объекта;
4. Формулировать условия свертывания элементов объекта;
5. Строить причинно-следственные цепочки недостатков;
6. Формулировать технические противоречия;
7. Работать с таблицей разрешения технических противоречий;
8. Формулировать и разрешать физические противоречия;
9. Владеть навыками функционального и функционально-стоимостного анализа технических систем;
10. Владеть навыками выявления/формулирования изобретательских задач;
11. Владеть навыками подбора и применения решательных ТРИЗ инструментов (ресурсы и разрешение противоречий).
1.2 Программа ТРИЗ обучения «Методы и практики современной ТРИЗ по международным стандартам 2 уровня»
Тема 1. Анализ причинно-следственных цепочек и выявление корневых и ключевых недостатков
Формулирование ключевых проблем - 2 часа
Тема 2. Конкурирующие и альтернативные системы. Объединение альтернативных систем - 2 часа
Тема 3. Функциональный анализ технологий. Свертывание технологий. Диагностический анализ (диаграмма «Функциональность-Проблемность») - 2 часа
Тема 4. Вепольный анализ. Стандарты решения изобретательских задач - 2 часа
Тема 5. Законы развития технических систем - 2 часа
Тема 6. Введение в Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В) - 2 часа
Практические занятия (семинары): Разбор тестов промежуточных модулей, ответы на вопросы - 12 часов
Самостоятельная работа: Применение изученных ТРИЗ инструментов для выработки решений учебных и практических проблем/задач с участием преподавателей. Промежуточные тесты по пройденным тематикам. 47 часов
Итоговая аттестация: Итоговый тест по ТРИЗ обучению 2-го уровня - 1 час
По итогам ТРИЗ обучения 2 го уровня слушатель будет уметь:
1. Формулировать ключевые проблемы;
2. Находить конкурирующие и альтернативные системы;
3. Определять пары противоположных свойств альтернативных систем;
4. Составлять функциональную модель заданной технологии;
5. Формулировать условия свертывания элементов технологии;
6. Применять принципы построения и преобразования вепольных моделей;
7. Определять признаки и особенности этапов развития технических систем;
8. Применять методику анализа причинно-следственных цепочек, выявления корневых и ключевых недостатков;
9. Проводить диагностический анализ продуктов и процессов.
1.3 Программа ТРИЗ обучения «Методы и практики современной ТРИЗ по международным стандартам 3 уровня»
Тема 1. Потоковый анализ. - 2 часа
Тема 2. Эффекты (геометрические, физические, химические). Анализ на сверхэффекты - 2 часа
Тема 3. Законы развития технических систем. Прогноз развития технических систем - 2 часа
Тема 4. Использование задач-аналогов. Диверсионный анализ - 2 часа
Тема 5. Алгоритм(ы) решения изобретательских задач. Часть 1 - 2 часа
Тема 6. Алгоритм(ы) решения изобретательских задач. Часть 2 - 2 часа
Практические занятия (семинары) Разбор тестов промежуточных модулей, ответы на вопросы - 12 часов
Самостоятельная работа: Применение изученных ТРИЗ инструментов для выработки решений учебных и практических проблем/задач с участием преподавателей. Промежуточные тесты по пройденным тематикам. 47 часов
Итоговая аттестация: Итоговый тест по ТРИЗ обучению 3-го уровня 1
По итогам ТРИЗ обучения 3 го уровня слушатель будет уметь:
1. Строить и анализировать модели потоков вещества, энергии, информации;
2. Проводить анализ на сверхэффекты;
3. Составлять прогноз развития технической системы;
4. Применять Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В);
5. Владеть навыками применения диверсионного анализа;
6. Владеть навыками прогнозирования развития технических систем;
7. Использовать базы эффектов (геометрических, физических, химических) и базы задач-аналогов
2. 98-часовая программа дополнительного профессионального образования «Методы и практики современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для развития инженерного образования на базе международного стандарта для преподавателей и научно-технических специалистов вузов и научно-исследовательских организаций»
Цель программы: освоение ТРИЗ-компетенций в объеме 1ого уровня по международным стандартам, современных методических и дидактических инструментов, российского и мирового опыта преподавания ТРИЗ в высшей школе, для задач проведения исследований и разработок в сфере развития инженерного образования и форм его реализации, включения ТРИЗ в учебные программы ВУЗов, участия в научно-исследовательской и проектной деятельности с применением инструментов ТРИЗ.
Программа состоит из теоретического модуля (40 ак. часов), промежуточной сессии (18 ак. часов) и практического модуля (40 ак. часов).
Форма обучения: дистанционная, на основе платформы видеоконференцсвязи
Преподаватели – сертифицированные специалисты по ТРИЗ, привлеченные для проведения лекций и практических семинаров, консультаций и сопровождения работы слушателя на всем протяжении учебного процесса, включая подготовку выпускной работы в виде проекта образовательной программы ТРИЗ или научного исследования по ТРИЗ.
Итоговые документы. Слушателям, успешно сдавшим тесты и решившим учебные задачи, выдается удостоверение вуза о повышении квалификации по курсу «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» 1-го уровня (теоретический модуль).
Слушателям, успешно защитившим выпускную работу в виде проекта образовательной программы ТРИЗ или научного исследования по ТРИЗ выдается удостоверение вуза о повышении квалификации по курсу «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» 1-го уровня (практический модуль).
2.1 Теоретический модуль
Раздел 1. Современная ТРИЗ (в объеме стандарта знаний «Уровень 1» по международным стандартам), теоретический модуль - 14 часов:
Тема 1. Основные понятия и объекты ТРИЗ - 2 часа
Тема 2. Технические противоречия в ТРИЗ. Матрица Альтшуллера - 2 часа
Тема 3. Физические противоречия в ТРИЗ - 2 часа
Тема 4. Функциональный анализ в ТРИЗ. Свертывание. Функционально-ориентированный поиск - 2 часа
Тема 5. Причинно-следственный анализ в ТРИЗ. Ресурсный подход - 2 часа
Тема 6. ТРИЗ – история и современное состояние. Применение ТРИЗ в корпорациях, малых и средних предприятиях - 2 часа
Раздел 2. Предметные кейсы - 10 часов:
Тема 1. Кейс: ТРИЗ и развитие аддитивных технологий - 2 часа
Тема 2. Кейс: ТРИЗ и развитие систем автоматического управления - 2 часа
Тема 3. Кейс: ТРИЗ и задачи оптимизации производственных процессов - 2 часа
Тема 4. Кейс: ТРИЗ и задачи управления проектами НИР/НИОКР - 2 часа
Тема 5. Практикум по разделу 2 - 2 часа
Раздел 3. Преподавание ТРИЗ в Высшей школе: дидактика, методика, кейсы. 8 часов:
Тема 1. Дидактика ТРИЗ в высшей школе - 2 часа
Тема 2. Методические основы развития предметных дисциплин на основе ТРИЗ-методологии - 2 часа
Тема 3. Кейс: Организация преподавания ТРИЗ в Высшей школе - 2 часа
Тема 4. Практикум по разделу 3 - 2 часа
Самостоятельная работа: Практические упражнения с применением теоретических знаний с участием преподавателей. Промежуточные тесты по пройденным тематикам - 8 часов
Практикум. Разработка плана работ на межсессионный период. - 2 часа
2.2 Промежуточная сессия
Межмодульные семинары, онлайн - 14 часов:
Тема 1. От ТРИЗ к ОТСМ (Общей Теории Сильного Мышления) ч.1 - 2 часа
Тема 2. От ТРИЗ к ОТСМ (Общей Теории Сильного Мышления) ч.2 - 2 часа
Тема 3. ТРИЗ и Образование XXI века ч.1 - 2 часа
Тема 4. ТРИЗ и Образование XXI века» ч.2 - 2 часа
Тема 5. ТРИЗ и наука. Работы Г.Альтшуллера» - 2 часа
Тема 6. ТРИЗ и дидактика. Э.В.Ильенков «Школа должна учить мыслить» - 2 часа
Тема 7. ТРИЗ и методология теоретических разработок - 2 часа
Самостоятельная работа: Написание реферата или эссе по одной из выбранных тем: ТРИЗ и ОТСМ, ТРИЗ и Образование 21века, ТРИЗ и Наука. - 4 часа
2.3. Практическая сессия
Раздел 1. Практика применения современной ТРИЗ – два подхода - 4 часа:
Тема 1. Применение технологий мышления в современном инновационном мире - 2 часа
Тема 2. Практика применения современной ТРИЗ в организациях - 2 часа
Раздел 2. ТРИЗ – «Личностный аспект и жизненная стратегия творческой личности» - 6 часов:
Тема 1. Практикум. Общая дискуссия и доработки по теме 1 - 2 часа
Тема 2. ТРИЗ – ЖСТЛ (Жизненная стратегия творческой личности) ч.1 - 2 часа
Тема 3. ТРИЗ – ЖСТЛ (Жизненная стратегия творческой личности) ч.2 - 2 часа
Раздел 3. Тенденции развития высшего образования в РФ - 12 часов:
Тема 1. Практикум. Оргвопросы, обратная связь, дискуссия - 2 часа
Тема 2. Тренды в высшем образовании РФ - 2 часа
Тема 3. Практикум. Консультация по проектам слушателей. Кейс «ТРИЗ для повышения мотивации» - 4 часа
Тема 4. Проект Приоритет. Цели, задачи, методология - 2 часа
Тема 5. Практикум. Консультация по проектам слушателей. Пилотные презентации проектов - 2 часа
Раздел 4. - 8 часов:
Тема 1. Подготовка и корректировка выпускной работы - 4 часа
Тема 2. Практикум. Рецензирование выпускных работ - 2 часа
Тема 3. Завершение программы. Подведение итогов, планирование последующих работ - 2 часа
Самостоятельная работа: Разработка концептуального проекта включения ТРИЗ в собственную преподавательскую и/или научно-исследовательскую работу - 10 часов.
Знать культурно-исторические основания появления и выделения в самостоятельный вид практики творческой, изобретательской деятельности и мышления;
Знать эволюцию основных методов поддержки/активизации творческого мышления;
Знать историю возникновения и специфику ТРИЗ;
Знать основные объекты и понятия ТРИЗ;
Владеть аналитическими инструментами ТРИЗ (в объеме стандарта 1-го уровня по международным стандартам);
Владеть решательными ТРИЗ инструментами (в объеме стандарта 1-го уровня по международным стандартам);
Владеть методическими и дидактическими подходами к развитию содержания инженерного образования и форм его реализации на основе ТРИЗ;
Ознакомлен с перспективой перехода от ТРИЗ к Общей Теории Сильного Мышления;
Ознакомлен с концепциями и инструментами образования 21 века и функциями ТРИЗ внутри этих перспектив;
Знать дидактические подходы обучения ТРИЗ как технологии мышления;
Ознакомлен с использованием ТРИЗ внутри научных исследований, применением изобретательской методологии и ее стыковкой с методиками научно-исследовательской работы;
Ознакомлен с практическими кейсами применения ТРИЗ для развития учебных предметов;
Ознакомлен с практическими кейсами преподавания современной ТРИЗ в высшей школе (в РФ и за рубежом);
Знать различные практики и подходы в применении ТРИЗ;
Знать современную ситуацию по применению ТРИЗ в мире;
Знать о разработках Г.С. Альтшуллера в изучении жизненной стратегии творческой личности;
Знать о трендах и направлениях в сфере современного образования;
Иметь дополнительные компетенции по внедрению инструментов ТРИЗ для проектирования образовательных программ в области инженерной подготовки;
Иметь разработанный и защищенный на экспертном совете кейс по включению ТРИЗ в собственную преподавательскую и/или научно-исследовательскую работу.
3. Программа дополнительного профессионального образования «Методы и практики современной Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» по международным стандартам 1–3 уровней» по заказам организаций.
Формат проведения (очно/онлайн), длительность программы и тематический план могут быть изменены согласно запросам организаций-заказчиков.
Магистратура по курсу «Инновационный менеджмент»
Программа «Инновационный менеджмент в промышленности» - двухлетняя магистерская программа, сочетающая в себе глубокие теоретические знания и практико-ориентированный подход. Программа создана в соответствии с передовыми мировыми практиками преподавания инновационного менеджмента и предназначена для профессиональной подготовки:
- руководителей и специалистов корпоративного сектора в области инновационного менеджмента, корпоративной стратегии, разработки новых продуктов и услуг
- руководителей и специалистов инженерно-технических, конструкторских, технологических подразделений организаций;
- руководителей малых инновационных компаний (стартапов);
- инновационных предпринимателей, управляющих партнеров, проектных менеджеров, сотрудников управляющих компаний венчурных фондов, сетей бизнес-ангелов, инвестиционных компаний;
- руководителей и специалистов технопарков, бизнес-инкубаторов, других объектов инновационной инфраструктуры;
- представителей органов федеральной и региональной власти.
Организация обучения магистров направлена на формирование профессиональных компетенций в сфере решения стратегических и тактических задач в области инновационного менеджмента крупных и средних промышленных предприятий, стартапов, венчурного и бизнес-ангельского инвестирования, инфраструктурных объектов.
В основе программы – авторский подход к развитию экосистемы инноваций и опережающего инновационного развития на конкретном предприятии, в отрасли, регионе. Этот подход реализуется в российской практике в рамках Концепции опережающего инновационного развития и глобального технологического превосходства ГК «Ростех». Концепция предусматривает формирование в организациях систем управления уникальными технологическими компетенциями (УТК), включая Центры глобального технологического превосходства и конкурентоспособности, запросами на внешние инновации (ЗВИ), развитием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) практикой и сообществом в целях решения сложных проблем/задач в процессах разработки, производства и эксплуатации технических систем. В рамках программы магистры изучают курс ДПО «Управление инновационным развитием. Теория и практика. Новые механизмы опережающего инновационного развития», представленный на сайте.
Материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса ориентировано на изучение теории и практики инновационной сферы. Преподавателями программы являются специалисты-практики, включая управленцев высшего уровня из холдингов и организаций, входящих в ГК «Ростех». В программу также включены элементы традиционного менеджмента инноваций, предусматривающие изучение экономики промышленности, стартапов, венчурных фондов, бизнес-ангелов, инновационной инфраструктуры.
Основой практической части обучения является подготовка курсовых и дипломных работ, в том числе в рамках НИР, проводимых кафедрой. Кафедра ориентирует магистров на решение практических организационно-управленческих и научно-технических проблем и задач своих организаций, разработке механизмов опережающего инновационного развития, а также других практических задач в ходе подготовки курсовых и дипломных работ.
В состав групп обучения входят руководители и сотрудники организаций и холдингов ГК «Ростех», что способствует налаживанию с ними взаимодействия и обмену практическим опытом.
аспирантура
Текст в стадии разработки
докторантура
Текст в стадии разработки
© 2023 All rights reserved.